1. Общие положения
1. Настоящая Программа формирования антикоррупционной
культуры
в школьной среде в контексте духовно-нравственного и гражданско-патриотического
воспитания (далее – Программа) разработана
в соответствии с Концептуальными основами воспитания и определяет порядок
проведения воспитательной работы, который включает в себя организацию
воспитательных мероприятий антикоррупционного характера для детей, которые
обучаются по программам начального, основного среднего, общего среднего
образования.
2.Цель и задачи воспитательной работы
2. Целью настоящей Программы является создание условий в
школе для становления и развития высоконравственного, ответственного,
инициативного и социально компетентного гражданина и патриота.
3. Для реализации указанной цели ставятся следующие задачи:
1) реализация мер, направленных на духовно-нравственное
и гражданско-патриотическое воспитание;
2) укрепление доверия обучающихся к институтам
государственной власти;
3) формирование у обучающихся политико-правовых знаний;
4) формирование у обучающихся нравственно-этических
ценностных основ антикоррупционного поведения.
4. Для проведения комплекса мероприятий используются
следующие виды воспитания:
1) нравственное воспитание направлено на формирование
морально-этических установок, формирование у каждого школьника нулевой
терпимости к коррупции;
2) социально-правовое воспитание направлено на получение
представления о сущности взаимоотношений между гражданином и государством,
знания о правах и обязанностях, убеждение в необходимости соблюдения правовых
норм, осознание общественной опасности коррупции;
3) эстетическое воспитание направлено на развитие у
школьников понимания красоты произведений искусства, литературы, содействующее
воспитанию у школьников эстетического вкуса и доброжелательного и
патриотического отношения к окружающей действительности.
3. Организация воспитательной работы
5. Организация воспитательной работы осуществляется в
учебных заведениях, реализующих общеобразовательные учебные программы
начального, основного среднего и общего среднего образования (далее -
общеобразовательные школы).
6. Руководство воспитательной работой возлагается на
руководство общеобразовательной школы и педагогического работника,
осуществляющего классное руководство.
7. В общеобразовательных школах проводится комплекс мероприятий,
направленных на формирование антикоррупционной культуры в школьной среде, то
есть сохранение и укрепление системы ценностей, отражающей нетерпимость к
коррупции, в том числе формирования у школьников стремления к соблюдению
требований законов, повышению образовательного и культурного уровня.
8. В общеобразовательных школах создаются добровольные
школьные клубы «Адал Ұрпақ», которые оказывают содействие и участвуют
в организации воспитательной работы.
9. Организационной основой воспитательной работы являются:
1) комплексный план воспитательной работы
общеобразовательной школы на соответствующий учебный год;
2) план воспитательной работы педагогического работника,
осуществляющего классное руководство;
3) план работы добровольного школьного клуба «АдалҰрпақ».
10. Предусмотренные в пункте 9 настоящей Программы планы
формируются согласно Модельному плану воспитательной работы
по формированию антикоррупционной культуры в школьной среде (прилагается).
11. В планах отражаются основные направления воспитательной
работы, проведения календарных мероприятий, направленных на формирование
антикоррупционной культуры, взаимодействия с общественными организациями,
уполномоченным органом по противодействию коррупции и иными государственными
органами.
12. В проведении воспитательной работы могут участвовать
граждане и попечительские советы, родительские комитеты, общественные
объединения, уполномоченный орган по противодействию коррупции и иные
государственные органы.
4. Добровольные школьные клубы «Адал Ұрпақ»
13. Основными задачами добровольных школьных клубов «Адал
Ұрпақ» являются формирование антикоррупционной культуры в школьной среде,
поощрение инициатив по укреплению нетерпимого отношения к коррупции, участие в организации мероприятий
антикоррупционного характера.
14. Добровольные школьные клубы «Адал Ұрпақ» состоят из
секций следующего характера: антикоррупционные знания; антикоррупционная
информация и творчество; культурно-массовые мероприятия.
15. Секция антикоррупционные знанияпринимает участие в
организации лекций, «круглых столов» и других просветительских мероприятий.
16.Секция антикоррупционная информация и творчество
участвует в организации мероприятий и конкурсов на лучшие видеоролики, рисунки,
сочинения.
17. Секция по культурно-массовым мероприятиям участвуют в
организации акций, флэш-мобов, диалоговых площадок, встреч с представителями
общественных, ветеранских организаций, государственных органов и организаций и
других социально-значимых мероприятий.
5. Модельный план воспитательной работы по формированию
антикоррупционной культуры в школьной среде.
№ |
Наименование |
Рекомендации |
Целевая группа |
Сроки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел I. Организационно-подготовительные мероприятия | ||||
1 |
Организовать деятельность добровольного школьного клуба «Адал Ұрпақ» |
Добровольные школьные клубы «Адал Ұрпақ» создаются при содействии руководства общеобразовательной школы, педагогических работников, осуществляющих классное руководство, как правило, детьми, которые обучаются по программам основного среднего и общего среднего образования |
Учащиеся 5-11 классов |
Сентябрь |
2 |
Утвердить комплексный план воспитательной работы общеобразовательной школы на соответствующий учебный год; планы воспитательной работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство; план работы добровольного школьного клуба «Адал Ұрпақ» |
План должен содержать наименования мероприятий, ответственных за их исполнение, участников мероприятия, сроки проведения мероприятий |
Учащиеся 1-11 классов |
Сентябрь |
3 |
Создать постоянно обновляемый уголок «Парасатты азамат» |
Главное предназначение уголков - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, нравственных чувств и этического сознания, культуры неприятия коррупции, воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
Учащиеся 1-11 классов |
Сентябрь |
4 |
Включить в тематические планы классных часов вопросы по повышению нравственной и правовой культуры обучающихся |
Необходимо особое внимание уделять формированию таких нравственных качеств как совесть, честь, достоинство, ответственность, честность, справедливость и др. |
Учащиеся 1-4 классов |
Сентябрь |
Рекомендуется культивировать такие качества личности как патриотизм, гордость за Родину, уважение к общественному порядку, трудолюбие, ответственность, дисциплина, знание и уважение правовых основ. Основная задача антикоррупционного воспитания в этой возрастной группе - формирование правового сознания.
|
Учащиеся 5-8 классов | |||
В работе со старшеклассниками главной задачей системы антикоррупционного воспитания должно стать формирование у обучающихся антикоррупционной позиции. |
Учащиеся 9-11 классов | |||
5
|
Провести родительское собрание |
Раскрыть в ходе собрания роль семьи в правовом воспитании и формировании культуры неприятия нарушений, в том числе коррупционных. Дать родителям практические рекомендации по воспитанию у детей уважения к праву, законам и правопорядку. |
Учащиеся 1-11 классов |
Сентябрь |
Раздел II. Реализация комплекса календарных мероприятий | ||||
6 |
Дискуссионный практикум «Основы общественного порядка» |
Основной формой осуществления практикума будет являться дискуссия, в ходе которой учащимся будет предложено высказать свое мнение. Предлагается разделить участников на 2 группы. 1 задание Раскрыть понятие «Нулевая терпимость к правонарушениям». Почему так важно сформировать в обществе культуру «нулевой терпимости к беспорядку»? 2 задание Обосновать утверждение «Коррупция – подрыв доверия общества и государства к государственному служащему». Что может сделать каждый? Каким будет государство без коррупции? |
Учащиеся 9-11 классов |
Сентябрь |
7 |
Месячник «Казахстан - правовое государство» |
Сюжетно-ролевая игра «Выборы Главы класса»согласно принципам избирательного права страны |
Учащиеся 1-4 классов |
Октябрь |
Встреча с ветеранами государственной службы, государственными служащими на тему: «Мемлекеттік қызмет – өмірлік ұстаным» |
Учащиеся 5-8 классов | |||
Круглый стол «Наш выбор - правовое государство» В ходе круглого стола предлагается обсуждение базовых принципов функционирования правового государства, а также особенности формирования правового государства в нашей стране |
Учащиеся 9-11 классов | |||
8 |
Конкурс рисунков среди учащихся «Образ честного и неподкупного труда» |
Основной идеей организации конкурса является популяризация стержневых, «якорных» общегражданских ценностей Мәңгілік Ел. Это - равенство всех перед законом, трудолюбие, честность. |
Учащиеся 1-4 классов |
Ноябрь |
9 |
Деловая игра «Получение государственной услуги» |
Главная цель данного мероприятия – показать, что государство является «сервисной площадкой». Базовой идеей при этом должно стать понимание того, что госаппарат содержится налогоплательщиками, которые вправе ожидать исчерпывающего и своевременного предоставления всего спектра государственных услуг на самом высоком уровне. Групповая работа, в ходе которой одна группа учащихся демонстрирует «как надо» оказывать государственную услугу, то есть оказывающий государственную компетентен, вежлив и ориентирован на нужды услугополучателя, другая - «как не надо»: услугодатель груб и некомпетентен. |
Учащиеся 5-8 классов |
Декабрь |
10 |
Конкурс проектов «Карта коррупционных правонарушений» |
В течение месяца учащиеся должны проводить мониторинг региональной прессы за прошедший год. По результатам мониторинга составить карту коррупционных правонарушений в регионе. |
Учащиеся 9-11 классов |
Январь |
11 |
Театральная постановка |
Организовать для детей постановку, в которой пропагандируются: совесть, честь, достоинство, ответственность, доброта, милосердие, честность, справедливость и др. |
Учащиеся 1-4 классов |
Февраль |
12 |
Конкурс эссе «Мемлекттік қызмет – елдің мүддесіне адал еңбек»
|
Главная цель конкурса – популяризация среди подрастающего поколения понимания государственной службы, как важнейшего института, призванного реализовывать цели и приоритеты развития страны, добросовестно служить интересам и удовлетворять ежедневные потребности каждого гражданина |
Учащиеся 5-8 классов |
Март |
13 |
Конкурс видеороликов «Транспарентное и подотчетное государство» |
Главная цель конкурса –продемонстрировать достижения Казахстана в решении задач, направленных на формирование открытого и подотчетного обществу государства |
Учащиеся 9-11 классов |
Апрель |